Родителям. Как сохранить мотивацию к обучению? 31.01.2018

Как сохранить мотивацию к обучению?

У любого человека есть познавательная потребность. Требуется всего лишь эту потребность в правильное русло направить. С подростками бывает не просто, нужно быть очень осторожными — ругань, шантаж и наказания - лишь усугубят ситуацию. Разговоры о том, что школа дает необходимые знания, что без образования не найти хорошую работу, что именно сейчас закладывается фундамент будущего — могут иметь смысл, когда подросток готов вас услышать, когда он уже самостоятельно эти вопросы поднимал и их обдумывал. В противном случае, вы просто тратите время.

Что же делать?

Помните, что движущей мотивацией к обучению является интерес к ней, понимание, зачем она нужна и удовлетворение от промежуточных результатов. Подросток должен осознать ценность обучения. Сам. По-настоящему. Например: ваш ребенок имеет некое увлечение, которое, возможно, станет его призванием. При этом его увлечение уже привязано (или легко может быть привязано) к тому или иному школьному предмету — математике, программированию, английскому, биологи… В этом случае стоит подкидывать подростку информацию об интересующих его вещах. Увлекается компьютерами? — расскажите о новейших разработках в этой области. Кто создает программное обеспечение или придумывает компьютерные игрушки, где и в каких компаниях эти люди работают, какие льготы у сотрудников (бесплатный фитнес, отпуск и т.д.), где можно научиться чему-то интересному и познакомиться с профессионалами. Посмотрите с ребенком видеоролики в YouTube с выступлениями Цукерберга, Джобса (того, кого уважает ваш ребенок). Упомяните, что компании вроде Google и Microsoft ведут «охоту» за талантливыми студентами (найдите и приведите пример). Но чтобы в их сети попасть и получить опыт работы в уникальной среде, необходимо быть именно студентом. И, желательно, студентом хорошего ВУЗа. Важно!!! Разговаривайте с ребенком легко, лишь высказывая свое мнение, не переходите тончайшую черту в сторону нравоучения (подростки этого не любят), иначе, как только разговор перейдёт в лекцию – подросток сразу откажется вас слушать. Обратите внимание: сначала подкидываем интересную информацию. Не один раз, а в течение некоторого времени. Пусть ребенок почувствует вашу заинтересованность и поддержку. И лишь потом ненавязчиво обсуждаем вопросы, связанные с ВУЗом и учебой.

Второй вариант: с призванием и даже направлением ребенок пока не определился, но есть у него разные увлечения, из которых можно вытащить кое-что полезное. Если, конечно, подойти к ситуации творчески и с умом. К примеру, ваш ребенок — фанат музыкальной группы. Иностранной. Предложите ему перевести пару любимых песен – самому, без помощи интернета. Сложно? — а вот со знанием английского было бы куда проще. И можно было бы общаться на форумах с фанатами из других стран. Сын постоянно играет на компьютере? Попробуйте показать ему Scratch — программу, с помощью которой можно легко свои собственные игры создавать. Глядишь, чадо программированием увлечется. Важно!!! Ребенку, как и любому взрослому, необходимо время обдумать информацию. Не ждите, что он сейчас же займется предложенными вами занятиями.

Ваша задача: «привязать» интересы ребенка к тому или иному школьному предмету. Сделать этот предмет полезным инструментом, помогающим подростку.

Вы скажете: «А как же остальные предметы?». А дело в том, что если ребенок начинает чем-то увлеченно заниматься, английским, к примеру, то и ситуация с учебой в целом нормализуется. Во-первых, подросток получает опыт глубокого изучения определенного предмета, упорной и целенаправленной работы, который потом сможет перенести и в другие области. А во-вторых, его увлеченность поможет ему перейти в категорию «почти определившихся» детей, которую мы обсуждали выше.

Самая сложная ситуация. Никаких увлечений, хоть сколько-нибудь связанных с учебой, у вашего ребенка не имеется. Ему лишь бы с друзьями гулять. В этом случае частенько трудотерапия помогает. Например, устройте загулявшего ребенка к себе в организацию. Чтобы тот летом поработал — 8 часов в день, как положено, и со стандартной (смешной) зарплатой.

— Хочешь так всю жизнь работать и копейки считать? — Можешь больше не учиться.

Идея простая: позволить ребенку не на словах, а на деле почувствовать прелесть низкоквалифицированного труда. А дальше — пусть думает.

Важно! Попробуйте честно самим себе на вопрос ответить: что именно вы хотите от вашего ребенка? Чтобы у него был приличный аттестат? Или чтобы он нашел свое призвание, был по-настоящему увлечен чем-то, мог самостоятельно искать информацию и упорно работать в интересной ему области?

Очень часто родители допускают ошибки, которые отбивают у детей желание учиться. Рассмотрим некоторые их них:

1. Нарушение единства требований к ребенку со стороны родителей (всегда есть лазейка для ребенка что-то сделать не так, как надо, «столкнуть родителей лбами», пожаловаться бабушке и дедушке на родителей или у родителей разные требования к одному ребенку). Родителям необходимо договорится между собой о поощрениях и наказаниях и одинаково воспитывать чадо.

2. «Убивание» мотивации к обучению путем высмеивания, некорректных высказываний, сравнения с другими детьми, «загон» ребенка в ситуацию неуспеха, неудачи и т.д. Никогда нельзя сравнивать ребенка с другими детьми, гораздо правильнее будет сравнить ребенка с ним же, но некоторое время назад. В любой ситуации важно найти правильные слова. Если вы испытываете трудности в выборе слов в общении с ребенком, то обратитесь к психологу ГОБОУ СОШ №1852 по электронной почте pps1852@rambler.ru.
3. Проецирование своих ожиданий на дочку или сына — это, наверное, самая распространенная ошибка родителя, не всегда даже осознаваемая. Родители верят в то, что дети должны разделять интересы, которые были у них в детстве, и порой не допускают даже мысли о том, что их ребенку это может быть совсем не интересно. Давление родителей может быть тем сильнее, чем меньше им самим удалось реализоваться в интересующих их областях.

Помните! Сколько бы вы не объясняли, что учится ребенок для себя, в расчете на будущее, вряд ли это дойдет до сознания ребенка. Дети учатся для вас, ради вашей похвалы и признательности. Не надоедайте им нотациями, а сделайте ставку на любознательность. Тогда и учеба станет для него радостным открытием, круг интересов постепенно расширится.
Помните, что ваш ребенок – это личность, ничего не должная вам, но до какого-то момента зависящая от вас и нуждающаяся в вашей поддержке и в вашем признании ее как самодостаточной.

Педагог психолог

ГОБОУ СОШ №1852

Акиньшина М.В.

pps1852@rambler.ru


Список литературы:

1. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И.Божович и Л.В.Благонадежной. М., 1972.
2. Маркова А.К. Формирование интереса к учению у учащихся. , 2000, 175 с.
3. Каменская Е.Н. Основы психологии, Ростов н/Д, Феникс, 2003, 155 с.

kak_sohranit_motivaciyu_k_obucheniyu.docx